Конфликт с клиентом, заказчиком

7 apr. 2018
Конфликт с клиентом, заказчиком

Небольшой кейс на тему как правильно составить договор с клиентом на сайт. Что нужно учесть, и как выкрутится если документ составлен неправильно. Кейс подойдет как для программистов, заказчиков так и для владельцев бизнеса. В кейсе достаточно юмора. Так что отношу его к данной категории.

Привет, друзья и господа веб-разработчики. Представляю вашему вниманию небольшой бизнес-кейс. О том, как можно выкрутиться из неприятно сложившийся ситуации. Если вы по своей глупости не заключили официальный договор перед началом работ по сайту или интернет-магазину, ну или заключили, а всех нюансов в документе не прописали.

Предыстория такова: с заказчиком планомерно работали несколько лет, поэтому не ожидал подвоха. Он предоставил частичный дизайн сайта и попросил его сделать. Я совершил главную свою ошибку — взялся составлять смету, опираясь на неполные данные, предполагая типовой проект. Как это порой бывает, заказчик прислал материалы для наполнения сайта и дизайны страниц товаров не перед началом работ, как было оговорено в договоре, а уже в процессе, и из этих материалов следовало, что необходимы доработки, требующие существенного изменения логики работы каталога от изначального намеченного плана, а, значит, и дополнительных трудозатрат, непредусмотренных ТЗ и сметой. Заказчик настаивал на них, мотивируя требования банальным "я заказчик — я всегда прав". Разрывать договор и ругаться с заказчиком не хотелось, пришлось пойти на хитрость.

Клиент и копирайтер

1. Хорошо, но в таком случае у фотографий, которые меньше обозначенного размера, появятся белые поля. Кроме того, т.к. материалы не предоставлены в надлежащем виде. Необходимо предоставить. Как обговаривали в таблице.

2. Изначально не совсем правильно организовали данные в таблице. Если описания отличаются, то необходимо было оформлять их как разные товары с разным названием, и они, соответственно, размещались бы на разных страницах (структура данных товара подробно расписана в руководстве по предоставлению материалов для наполнения каталога). 1 товар может иметь одно уникальное название и одно описание, к товару могут прикрепляться несколько фотографий. Это стандартная структура товара, которая практически всегда используется в каталогах. Она использовалась, т.к. в явном виде не было обозначено иное. Соответственно, решение проблемы:

Вносите коррективы в табличку с данными о гостиных, разделяя разные товары (т.е. товары, которые должны иметь уникальное описание), которые вы объединили в один, при этом каждый товар должен иметь также уникальное название (если там схожие будут получаться, то отличаться они должны, как минимум, на 1 символ), и я перезаливаю товары из категории «гостиные», при этом следует понимать, что каждый товар с уникальным названием и описанием будет размещаться на отдельной странице и если у вас было объединено 4 товара в один и там было 4 фотографии, то получатся 4 отдельных товара и каждый из них будет иметь 1 фото.

Итак: «Существует общепринятая форма организации структуры данных о товаре, которая используется в подавляющем большинстве (т.е. практически во всех интернет-магазинах и электронных каталогах): есть некая сущность — товар, который, помимо всего прочего, имеет уникальное наименование и текстовое описание, и к которому могут прикрепляться несколько изображений. Подробная информация о каждом товаре и крупные изображения размещаются на отдельной странице, с однимописанием и несколькими фотографиями. В частности, такой подход можно наблюдать на следующих крупных сайтах:

Аналогичного подхода придерживаюсь и я, что нетрудно заметить по сайтам из портфолио:

Продолжать список можно долго, поскольку практически везде делается так. Т.е. это индустриальный стандарт, такой же, как, к примеру, тот, по которому дверки шкафов не купейного типа открываются наружу, вам ведь не придет в голову делать шкаф, в котором они открываются внутрь, поскольку это неудобно, нелогично и не принято. Хотя, конечно, если у заказчика, в этом есть принципиальная необходимость и он её в явной форме обозначил, чисто технически такой шкаф можно произвести, но для этого придется, затратить дополнительное время на разработку петель специальной конструкции и внести необходимые изменения в типовой проект шкафа, при этом, как нетрудно догадаться, срок производства (а, значит, и стоимость) такого нестандартного предмета мебели будет заметно больше, чем у обычного шкафа. Ещё «забавней» выглядела бы ситуация, когда заказчик изначально не обозначил в явной форме пожелание о дверях открывающихся внутрь, и этот нюанс выяснился бы уже тогда, когда шкаф был готов. Очевидно, что производство шкафа + последующее его переделывание имеют ещё большую трудоемкость, чем первый вариант. Учитывая, что при оценке сроков и стоимости проекта подобная переделка не могла быть заложена по очевидным причинам, она была бы выделена в отдельный процесс за отдельную плату. Думаю, аналогия ясна.

Касательно сайта и того, почему подобную вещь можно рассматривать исключительно как нестандартную доработку за отдельное время и отдельные деньги:

  1. У вас в категории «гостиные» получается нестандартная структура данных товара и нестандартное его поведение, а именно, внутри одного товара (т.е. на странице с подробной информацией о нем), по сути, должны располагаться несколько товаров с отдельными описаниями, которые сменяются при смене изображения. Это вы никак не озвучили перед разработкой сайта (ни сформулировав в виде конкретного пожелания, ни показав га конкретном примере), поэтому я построил сайт в соответствии с общепринятыми индустриальными стандартами и необходимые сроки и стоимость оценивались исходя из них.
  2. Я допускаю, что вы могли быть не совсем в курсе стандартов организации информации о товаре, именно поэтому мы составили документ с четкими рекомендациями и требованиями по предоставлению материалов для наполнения каталога, и разместили его на нашем сайте. Там сказано, что «Каждый товар должен иметь уникальное наименование.» (у вас получается так, что под одним наименованием скрываются сразу несколько товаров с разным описанием).
  3. Материалы для наполнения были предоставлен значительно позже завершения основных работ по сайту и высылались по частям, поэтому, приступая к разработке, я, будучи человеком обделенными экстрасенсорными способностями, не имели физической возможности предугадать этот момент и внести соответствующие увеличению трудоемкости коррективы в сроки и стоимость проекта на этапе разработки.

В итоге, возможны 2 варианта:

  1. Без программной доработки. При этом вам необходимо внести соответствующие правки в материалы для наполнения категории гостиные, таким образом, чтобы товары, имеющие разные описания, имели и разные наименования. Рассмотрим на конкретном примере: http://test3.wsait.ru/katalog/mebel-dlya-gostinoy/gostinyie/fasion-cube-103.html здесь у нас 4 цветовых решения под одним наименованием «FASION CUBE 103». Необходbмо их разделить на 4 товара с разными наименованиями, к примеру так: FASION CUBE 103 A, FASION CUBE 103 B, FASION CUBE 103 С, FASION CUBE 103 D. В итоге, на сайте, после перезаливки этого раздела получатся 4 отдельных товара, имеющих по одной фотографии и разное описание, каждый из них будет размещаться на отдельной странице.
  2. С программной доработкой. При этом я реализую возможность объединения под одним наименованием нескольких товаров и при смене изображений, на странице подробного описания товара будет меняться и описание. На это потребуется времени в районе четырех рабочих дней. По цене XXX т.р.

Вывод очевиден: не следует браться за составление сметы, не владея полной информацией, так как она может существенно повлиять на сроки и стоимость работ. К счастью, нам удалось договориться и найти компромиссный вариант, потребовавший минимальных доработок и вписавшийся в смету.

Оставьте комментарий