23 июн. 2022
Разбил телефон и купил с рук, как не попасть на мошенников?

По-настоящему неудачное стечение обстоятельств — это разбить вдребезги или потерять мобильный телефон в 2022 году. Покупка нового не составит труда, а вот установка некоторых приложений может обойтись дорого.

Можно ли скачать попавшие под санкции банковские приложения, обойти мошенников стороной и вернуться к привычным онлайн-переводам?

Самая распространенная ловушка для «телефона с рук»

На данный момент недоступными для скачивания из официальных онлайн-магазинов стали приложения Альфа-банка, Сбербанка, ВТБ, «Открытия», Совкомбанка и Промсвязьбанка. Сервисы пропали из Google Play и AppStore, зато их вредоносные дубликаты расплодились на других площадках. Авторы подделок потирают руки в надежде на панику и потерянность среди пользователей. Они знают: цифровая дезориентация приведет жертв к заготовленным ловушкам.  

Вот три типичных, по которым покупатели «левых» телефонов действуют исходя из различных эмоций.

Отрицание

«Да быть этого не может!», — восклицает недоверчивый недотёпа и переходит в AppStore. В онлайн-магазине он видит несколько приложений «СберБанк». Он может даже прочесть по диагонали отзывы на сервис. Среди них будут предупреждения о том, что сервис мошеннический. Но разве стоит доверять незнакомцам? Ухмыльнувшись, он устанавливает первое попавшееся приложение из списка. После скачивания сервис просит ввести учетные данные банковского аккаунта. Через пару часов деньги жертвы списываются со всех доступных счетов. Причина инцидента кроется в эмоциях.

Покупателя левого телефона подвела недоверчивость. Он не поверил в санкции и блокировку приложений, позже он не доверился предупреждающим отзывам. Подозрительность — разящее оружие в борьбе за безопасность данных и денежных средств, но отрицать все подряд — неэффективный метод. Лучше сомневаться в сторону безопасности, чем в сторону неверия.

Растерянность  

Банковские приложения привносят в жизнь не только удобство, их использование не ограничивается онлайн-переводами, накопительными счетами или просмотром статистики по тратам за месяц. Люди разные и ситуации разные. Кому-то банковское приложение позволяет незатруднительно и быстро переводить средства престарелым родителям в другой город. Кто-то рублем поддерживает собачий приют (знаю одну такую), до которого не может добраться в свободное время. А кого-то весь бизнес основан на них.

Такие пользователи боятся потерять банковские приложения и готовы искать любые обходные пути, чтобы вернуть утраченные возможности. На них и нацелены мошенники.

Мошенники рассылают дубликаты официальных приложений через несколько каналов:

  • Официальные онлайн-магазины (как в примере выше по тексту)
  • Альтернативные магазины приложений (веб-сайты)
  • Социальные сети
  • Мессенджеры
  • Электронная почта
  • SMS-рассылка
  • Продажа мобильных устройств с установленными банковскими приложениями

Из моей практики

Девочка купила БУ-телефон в каком-то киоске. Через короткое время к ней позвонил чел и представился работником её банка. Главное сразу попал в точку, именно услугами этого банка девочка пользовалась.

Предложил установить «безопасную» версию приложения. Актер убедил, что банк, таким образом, заботится о клиентах, поэтому верить им можно безоговорочно. Однако «сотрудник» банка почему-то перестал выходить на связь, как только жертва скачала приложение и лишилась денег.

В следующем сценарии  мошенники не только охотятся за учетными данными пользователей, но и заражают их устройства вирусами через вложения, прикрепленные к фишинговым письмам. Вирусы, содержащиеся в установочных файлах, взламывают другие банковские приложения, аккаунты и страницы.  

Невозмутимость

Это единственный сценарий с положительным для покупателя левого телефона исходом. Хладнокровие позволит понять и принять, что:

  • Проблема существует
  • Приложение установить необходимо
  • Мошенники тоже существуют и не упустят момент для кражи данных

Взвешенное восприятие ситуации приведет человека к мысли: вместо того, чтобы изобретать велосипед, стоит почитать рекомендации, уже опубликованные банками.

Простые рекомендации для покупателей «левых» телефонов

  1. Используйте онлайн-банк — веб-версию приложения.
  2. Для скачивания легитимной версии приложения обратитесь к пользователям, у которых сервис уже установлен. Разработчики банковских приложений добавили ссылки на установочные файлы и другую полезную информацию в «важные уведомления». Друг или коллега сможет узнать из приложения и передать вам безопасную ссылку на скачивание сервиса.
  3. Внимательно проверяйте URL-адреса онлайн-банков, прежде чем вводить учетные данные. Злоумышленники также подделывают ссылки и страницы официальных порталов, дублируя их внешний вид. Не дайте мошенникам вас обмануть.
  4. Не переходите по ссылкам из писем от «банков», это фишинг. Не открывайте вложения.
  5. Не устанавливайте приложения с неизвестных сайтов.
  6. После покупки мобильного устройства у частных продавцов, удалите все приложения. Они могут содержать вирусы или записывать порядок нажатия клавиш для передачи третьим лицам.
Ваш комментарий появится на сайте после проверки модератором
При отправке комментария произошла ошибка