29 июн. 2016
Юзабилити интернет-магазина

Доводилось ли вам покидать интернет-магазин ни с чем, просто потому что не было понятно, где находится нужный товар или как оформить заказ? У вас не было ни малейшего желания тратить свое время на то, чтобы разбираться в хитросплетениях интерфейса. Многие владельцы и разработчики интернет-магазинов забывают, что интернет — это такая среда, где любой сайт находится на расстоянии нескольких кликов, и, если пользователь не может в чем-то разобраться слишком долго, экономя свое время и нервы, он уйдет к конкурентам. Как бы ни банально это звучало, главная функция любого интернет-магазина — это продажа, поэтому, прежде всего, следует позаботиться о том, чтобы она была отполирована до блеска, на всех этапах от выбора товара до оформления заказа. Процесс должен быть максимально простым, удобным и прозрачным. Своевременный аудит юзабилити интернет-магазина позволит вам не потерять покупателей и улучшит конверсию.

Очень важно позаботиться о том, чтобы пользователь не заблудился, поэтому первый и один из наиболее важных элементов юзабилити, как интернет-магазина, так и любого другого сайта — понятная навигация. Ссылки являются главными ориентирами во Всемирной Паутине, поэтому должны быть хорошо заметны при беглом взгляде на страницу даже без наведения на них курсора, их следует делать отличным от обычного текста цветом и выделять подчеркиванием. Не рекомендуется усложнять структуру сайта многоуровневой вложенностью разделов и подразделов. Помните золотое правило юзабилити: пользователь должен иметь возможность добраться до любой страницы, совершив не более трех кликов.

Важным элементом навигации интернет-магазина являются «хлебные крошки», они решают сразу 3 задачи:

  • помогают пользователю быстро сориентироваться, в каком разделе он находится, вне зависимости от того переходил ли он по сайту или пришел с поисковика
  • позволяют в 1 клик перейти на страницы разделов более высокого уровня в иерархии сайта
  • соответствующая микроразметка, внедренная в хлебные крошки, помогает поисковым системам точнее определять структуру сайта и формировать быстрые ссылки на разделы, выводящиеся прямо в сниппете, что повышает привлекательность вашего сайта в поисковой выдаче.

Каталог товаров

Каталог товаров — это витрина вашего интернет-магазина. Основная его задача — удобное и наглядное представление товаров. Здесь важно создать хорошо продуманную логичную структуру разделов, чтобы пользователь без труда смог найти необходимое.

Поскольку пользователь склонен экономить свое время, вряд ли он станет вдумчиво читать огромное текстовое описание каждой позиции каталога, поэтому в карточке товара обязательно должна присутствовать таблица с его главными характеристиками являющимися критериями выбора.

Карточка товара

Корзина

Выбрав товары, покупатель добавляет их в корзину. Этот процесс должен быть максимально наглядным. На каждой странице сайта должен присутствовать блок корзины, в котором отображается количество добавленных товаров и их общая стоимость. Желательно, чтобы этот блок был плавающим, то есть, чтобы, при прокрутке страницы он всегда оставался на экране. Процесс добавления товара в корзину должен происходить без перезагрузки страницы, для большей наглядности он должен сопровождаться всплывающим уведомлением и анимацией, к примеру, очень эффектно выглядит фото товара «прилетающее» к блоку корзины.

Корзина

Помимо информационной функции, блок корзины должен давать возможность перейти на страницу полного представления корзины со списком добавленных товаров, где можно изменить их количество, либо перейти к оформлению заказа.

Оформление заказа

Ура, пользователь дошел до финального этапа! Необходимо сделать все возможное, чтобы его не потерять. Не перегружайте форму оформления заказа лишними полями, оставьте только самое необходимое, набор полей должен меняться, в зависимости от выбранного типа доставки. К примеру, почтовый индекс для доставки курьером в пределах вашего города не нужен. Четко обозначьте обязательные для заполнения поля, не заставляйте пользователя заполнять километровую форму.

Человек воспринимает информацию сверху вниз, поэтому наиболее удобное расположение полей — одно под другим, при этом подпись к полю должна располагаться над ним. Это заметно улучшает восприятие информации, так как взгляд опускается по прямой линии.

Форма заказа

Если пользователь может заполнить что-то неправильно, он обязательно заполнит это неправильно, поэтому тщательно проверяйте введенные данные и не оставляйте пользователя наедине с ошибкой, выводите понятное сообщение о том, как ее исправить, подсвечивая красным некорректно заполненное поле. Вместо «Проверьте правильность заполнения формы» пишите, какое поле необходимо заполнить непосредственно рядом с ним. В поле для номера телефона обязательно сделайте маску ввода, чтобы пользователь четко видел, в каком формате следует вводить номер.

После оформления на экране необходимо вывести информацию об успешном оформлении, номере заказа и его составе, а также предупредить, что в ближайшее время ему перезвонят по указанному им номеру, если это намечается. Информацию о заказе и контактах вашего интернет-магазина следует отправить покупателю на электронную почту.

Мгновенный заказ

Каким бы удобным и простым ни было оформление заказа в вашем интернет-магазине, всегда найдутся пользователи, столь неопытные и далекие от интернет-покупок, что она покажется слишком сложной, чтобы не потерять их как покупателей, в дополнение к полной процедуре оформления заказа, крайне желательно ввести механизм мгновенного заказа. Дайте пользователю возможность вызвать простую форму, в которую пользователь мог бы ввести номер телефона, по которому бы перезвонил менеджер магазина и уточнил детали заказа. И здесь очень важно время отклика, пользователь не станет ждать несколько часов, поэтому менеджер должен реагировать в течение 10-15 минут.

Быстрая форма заказа

Заключение

Юзабилити интернет-магазина — не менее важная составляющая успеха, чем качество товара. Если вы не хотите терять покупателей, обязательно позаботьтесь о том, чтобы на вашем сайте было удобно совершать покупки. Тщательно анализируйте поведение пользователя на сайте, определяя, на каком этапе у него возникли затруднения, в срочном порядке исправляйте проблему, и рост конверсии не заставит себя долго ждать.

А также советую к прочтению, прочитать пару занимательных статей на тему бизнеса, seo и интернет маркетинга :